Как и во многих научных областях, в педагогике эссе — неотъемлемая составляющая самостоятельной работы как студентов педагогического направления, так и уже состоявшихся специалистов в сфере образования и воспитания. Эссе — это не просто способ изложить свои мысли и наработки, но также возможно продемонстрировать свой профессионализм и компетентность в данной сфере деятельности. Достаточно вспомнить тот факт, что педагогическое эссе является одним из первых заданий для участников Всероссийского конкурса «Учитель года», в котором участвуют педагоги со всей страны.
Эссе — что это такое?
Само слово «эссе» заимствовано из французского языка и «essai» в оригинале может иметь несколько значений, например «очерк», «набросок» или «проба». Также этот термин связан с латинским словом «exagium».
Эссе относится к прозаическим жанрам и обычно отражает видение автора на ту или иную ситуацию, его переживания и размышления, личные впечатление. Это небольшое по объему сочинение призвано не дать исчерпывающий и однозначный ответ на какой-либо вопрос или проблему, а лишь позволить читателю увидеть один из аспектов мира так, как видит его автор, и, возможно, подтолкнуть к самостоятельным размышлениям. Эссе отличает разнообразие тем и областей, в которых может быть выбран именно этот тип изложения мыслей, но большинству эссе знакомо со школьной скамьи в рамках урока литературы.
Признаки эссе
Хотя эссе не требует соблюдения четких правил написания и имеет свободную композицию, необходимо знать основные признаки данного жанра для того, чтобы написать грамотную и интересную работу. Данный список относится как к эссе в общем, так и к педагогическому эссе.
На что стоит обратить внимание:
- Постановка проблемы в пределах одной темы, которая четко прослеживается во всей работе;
- Эссе должно способствовать формированию у читателя желания самостоятельно изучить вопрос и найти для себя ответ на озвученный вопрос или проблему;
- Разговорный стиль изложения мыслей, необходимо избегать витиеватых формулировок и сложных конструкций, что позволит вовлечь читателя в диалог с автором и его произведением;
- Мнение автора подкрепляется аргументами, основанными на реальных фактах и событиях;
- Хотя ограничений по объему работы и количеству слов не существует, стоит придерживаться высказывания «краткость — сестра таланта».
Структура работы
Трудно выделить для себя четкий план педагогического эссе, но на просторах сети Интернет существует множество шаблонов и примеров, которые могут помочь в освоении данного жанра.
Примерная схема написания эссе, которую можно использовать как образец и основу для творческой работы:
- Вступление, включающее в себе тему и проблему эссе;
- Тезис или суждение, его необходимо обосновать и подкрепить аргументами, а также сделать промежуточный вывод;
- Второй тезис, аргумент или аргументы, выводы;
- Третий тезис и т.д.;
- Общие выводы;
- Заключение.
Про что писать педагогическое эссе?
Разнообразие тем для эссе просто пугающее, ведь вы можете выразить сове мнение и попытаться разобраться в практически любом вопросе. Самыми популярными областями являются литература, психология, педагогика, история, социология, экономика, политика и многие другие. Что касается педагогики, вы можете писать на огромное количество популярных тем, например, про выдающихся педагогов и воспитателей, про методики и технологии обучения, используемые в современном образовательном процессе, нововведения на государственном уровне, мировые тенденции, различные педагогические школы, вопросы воспитания и обучения, плюсы и минусы методических комплексов разных авторов и изданий. Тема зависит от преследуемых целей, ваших интересов и полета творческой мысли.
Советы по написанию эссе
У многих новичков возникает вполне закономерный вопрос — с чего и как начать писать эссе?
Даже если вы понимаете как писать педагогическое эссе, вы можете потратить слишком много времени на первые предложения, и, в итоге, упустить важные размышления, а то и вовсе растеряться и потеряться в выбранной теме. Поэтому важно создать все необходимые условия для комфортной и продуктивной работы.
Заранее четко обозначьте вопрос и проблематику эссе, найдите всю информацию, которая может понадобиться вам при оформлении аргументов и примеров. Помните, что вы не заключены в жесткие рамки и просто начните. Записывайте мысли, которые приходят к вам на ум, даже если вам кажется, что они неуместны. Вы всегда сможете отредактировать их после. Если такой способ вам не подходит, то попробуйте начать ваше сочинение с постановки вопроса, а дальше разворачивайте свой ответ. Этот вариант часто используют школьники в своих учебных работах.
Не менее популярным является вопрос как же закончить эссе. В заключении перед вами стоит задача объединить выводы по всем аргументам и подвести к логическому завершению, сделав один общий и самый главный вывод. Перед этим вы можете кратко резюмировать важные мысли и тезисы всей вашей работы и напомнить читателю проблему, которую вы обозначали во вступительной части эссе.