Важнейшим элементом планирования деятельности предприятия, от которого зависит эффективность функционирования, является его местоположение. Для некоторых предприятий выбор места расположения связан с определенными материальными потребностями (наличие ресурсов, потребителей, рабочей силы).
Размещая предприятие, предприниматель должен базироваться на следующей последовательности действия:
- определить минимальные требования в отношении места расположения с учетом климата, коммуникаций, рабочей силы;
- наметить возможные места для размещения и провести детальный анализ каждого из них;
- в отношении каждой альтернативы провести вероятностный анализ деятельности и результатов работы, определить стоимость застройки (покупки, аренды) места размещения;
- после проведения анализа дисконтирования денежного потока доходов и расходов выбрать наиболее доходный вариант размещения места работы.
Кроме того, в процессе принятия решения о выборе альтернативы необходимо учесть следующие факторы воздействия:
- Фактор затрат на материалы, энергию и топливо. Так,предприятия, потребляющие значительное количество определенных видов сырья, топлива или энергии, как правило, тяготеют к регионам с дешевыми источниками их получения.
- Фактор коммуникаций. В рамках транспортного фактора возникают потоки, имеющие сырьевую ориентацию (топливную) и потребительскую. При этом ориентация определяется различными признаками. Физические, химические, биологические свойства потребляемых материалов часто привязывают отдельные производства к месту получения сырья.
- Фактор труда. Воздействие этого фактора на размещение предприятия проявляется через наличие/отсутствие рабочей силы необходимых профессий и квалификации и уровня заработной платы.
- Фактор времени и стоимости. Цена земли зависит от плодородия почвы, размещения земельного участка, наличия инфраструктуры. Для предпринимателя важно определить и сроки ввода в эксплуатацию, получения прибыли.
Таким образом, проблема размещения предприятия является многогранной. Для эффективной деятельности важно учитывать не только затраты на застройку и стоимость земли, но и удобство с точки зрения потребителя, поставщика и коммуникаций.