Сессия под ключ!

Потенциал развития агропромышленного комплекса России

Эссе по темам

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, заложена концепция продовольственной самообеспеченности.

Продовольственная безопасность обычно определяется как «доступ всех людей в любое время к достаточному питанию для активной и здоровой жизни».

Но для достижения продовольственной безопасности требуется обладать определенным потенциалом.

Одной из важнейших характеристики экономических систем выступает понятие ресурсного потенциала, в который входят многие составляющие. В современных условиях уже мало обладать только, например, природными ресурсами, чтобы иметь возможность интенсивно развиваться.

Целью работы выступает рассмотрение потенциала развития российского агропромышленного комплекса.

Задачи работы

  • определить сущность потенциала АПК;
  • рассмотреть составляющие потенциала АПК России.

АПК — совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Структура АПК России представлена на рисунке.

Рис. Структура АПК России
Рис. Структура АПК России

Потенциал АПК можно определить как возможность производства сельскохозяйственной продукции на территории страны за счет имеющихся внутренних ресурсов.

В настоящее время развитию отечественного АПК уделяется достаточно много внимания, так как стоит цель максимально обеспечить потребности внутреннего рынка продовольствия за счет собственного производства.

Последние четыре года действительно оказались переломными в контексте развития отечественного сельского хозяйства. Санкции вынудили Россию усиливать свою продовольственную безопасность.

Статистика свидетельствует, что в период с 2013-2015 гг. удалось добиться:

  1. снижения импортных поставок по фруктам (на 10%), по молочной продукции (на 2,8%), по прочей продукции животноводства (на 7%),;
  2. сокращения динамики роста импорта по таким видам продовольственных товаров, как овощи (до 1,2%), прочая продукция растениеводства (до 9,6%), мясо КРС (до 9,8%).

Между тем, объемы импортных поставок сельскохозяйственной продукции все еще остаются значительными (доля импорта продовольственных товаров составляет 34% в общем объеме потребления). Так, доля импортных поставок составляет: 100% в генетическом материале для птицеводства, 65% в ветеринарных препаратах, 60% в вакцинах, 50% в кормовых добавках.

Текущая ситуация во многом обусловлена огромным нереализованным потенциалом, которым характеризуется сегодня развитие отрасли, по всем ключевым факторам конкурентоспособности аграрного сектора (земельные ресурсы, технологии, рынки сбыта, человеческий капитал).

Россия располагает огромным резервом основного сельскохозяйственного ресурса – сельскохозяйственными землями (порядка 132 млн га), на её долю приходится порядка 10% мировой пашни и 55% мировых запасов чернозема. Между тем порядка 41 млн га земли заброшены (сопоставимо по площади с площадью всей пашни Канады, вдвое больше площади пахотных земель Франции). Увеличение вовлеченных в оборот земель позволило бы резко нарастить объемы сельскохозяйственного производства экстенсивным способом. [3]

Еще один ключевой источник роста сельхозпроизводства в России, интенсивным способом – это внедрение современных технологий, позволяющих существенно повысить урожайность сельхозпродукции.

Урожайность зерновых и зернобобовых культур в США и Франции более чем в три раза превосходит аналогичные показатели по России (согласно данным за 2013 год), по надою молока на одну корову за 2013 год – показатели по США и Франции превышают российские в 2,5 и 1,6 раза. [4]

В России сокращается поголовье КРС (наблюдается снижение на 31% с 2000 по 2015 гг.), снижается обеспеченность фермеров сельскохозяйственной техникой (снижение с 1990-го года парка льноуборочных комбайнов на 96%, парка дождевальных и поливных установок на 93%, снижение с 2000 г. по 2014 г. с 7 до 3 машин на 1000 га пашни по тракторам, с 5 до 2 комбайнов на 1000 га посевов соответствующих культур по зерноуборочным комбайнам, с 16 до 3 свеклоуборочных машин на 1000 га посевов сахарной свеклы).

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Основополагающим фактором для развития АПК является наличие рынка сбыта продукции. У России есть еще одно, действительно уникальное в сравнении с мировыми поставщиками сельхозпродукции преимущество – огромное количество земли, с 90-х годов прошлого века отдохнувшей от химии и минеральных удобрений, что создает возможности производить и предлагать потребителю экологически чистую продукцию.

Численность занятых в сельском хозяйстве в России почти втрое превышает аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн человек. Между тем, их востребованность в отечественном сельском хозяйстве остается невысокой. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы почти вдвое ниже. Количество сельских жителей продолжает неуклонно сокращаться — так, начиная с 1989 года, свое существование прекратили в общей сложности 25 000 деревень, сельское население с 2000 по 2014 год сократилось на 1,2 млн человек. [6]

В настоящее время программные документы в области развития сельского хозяйства, включая Государственную программу в целом отличаются постановкой малоамбициозных задач. Необходим переход от ретроспективного планирования на базе ранее достигнутых результатов в сельском хозяйстве к планированию, основанному на оценке реальных производственных возможностей отечественного аграрного сектора и емкости рынка продуктов питания.

В качестве второго основополагающего принципа развития АПК необходимо обозначить приоритет создания равных условий конкуренции на рынке между российскими и зарубежными производителями.

Сегодня, объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России, несравним с поддержкой, которую получают основные конкуренты РФ в ВТО. Россия вступила в ВТО на условиях, запрещающих прямое субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции, а разрешенный объем государственной поддержки на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд долларов в год, и даже этот уровень субсидирования не реализуется сегодня полностью. Между тем, субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции оказывает непосредственное влияние на стоимость выпускаемого на рынок товара, существенно искажает конкурентную среду на рынке. [5]

В целях соблюдения интересов РФ в контексте проблемы выравнивания конкурентных условий необходимо: с одной стороны, активнее оспаривать незаконные субсидии других государств-членов ВТО, включая экспортные сельскохозяйственные субсидии, принимать активное участие в международных и двусторонних торговых переговорах по доступу на рынки сельхозпродукции; с другой стороны, довести размеры государственной поддержки АПК до максимально возможных в условиях ВТО уровней, использовать все возможные инструменты субсидирования производства и экспорта сельхозпродукции, включая экспортное кредитование, более активно использовать опыт других государств-членов ВТО в области субсидирования.

В этой связи особый интерес представляет опыт Индии и Турции в области скрытой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции. Так, в указанных странах, в соответствии с достигнутыми в ВТО договоренностями государством формируются существенные запасы продовольственной продукции путем закупок этих товаров у фермеров и последующей продажей этой продукции по гарантированным (администрируемым) закупочным ценам (программа «Public stockholding for food security purposes»).

Подразумевается, что эти запасы продовольствия могут быть направлены на внутренний рынок по низким ценам, либо безвозмездно в качестве внутренней продовольственной помощи в случае неурожаев, стихийных бедствий и т.п.

Реализация меры способствует поддержке уровня доходов и цен на фермерскую продукцию, но кроме того, практикуется продажа такой продукции на внешних рынках (также по низким ценам), что стимулирует спрос на такую продукцию, существенно повышает позиции национальных фермеров в сравнении с их импортными конкурентами.

Третий принцип – приоритет повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Инвестиционная привлекательность отечественного АПК может быть сегодня основана либо на дешевом заемном финансировании, либо на наличии высоких цен и рентабельности. Вопрос дешевого заемного финансирования до настоящего времени не решен, в результате кредитные средства, привлекаемые предприятиями АПК, ориентированы главным образом на решение краткосрочных задач – пополнение оборотного капитала. Ситуация с закредитованностью дорогостоящими кредитами продолжает оставаться одной из главных проблем фермеров (объем фермерских займов сегодня превышает 50% годового производства).

Между тем решение поставленной проблемы видится скорее в плоскости макроэкономических мер – снижение Центральным Банком процентной ставки, а не очередное выделение бюджетных средств для субсидирования ставки по отдельным сельскохозяйственным проектам (как это предлагается сейчас Правительством РФ на очередной бюджетный год).

Финансировать инвестиции в обновление материально-технической базы возможно не только за счет заемных, но и за счет собственных средств – полученной прибыли, но в связи с тем, что цены на большинство продуктов сельского хозяйства в РФ были ниже, чем в ЕС и США, рентабельность сельхозпроизводства в РФ с учетом субсидий была почти втрое ниже, чем в вышеназванных странах.

Для улучшения ситуации с рентабельностью необходимо предпринять целый комплекс мер, которые, на основе опыта развитых стран условно можно разделить на три основные группы:

Развитие экспорта. Политика наступательного протекционизма. Предлагаемые меры: активная позиция в рамках ВТО в вопросах доступа на рынки партнеров, контроль над равными условиями конкуренции; запрет введения эмбарго на экспорт сельхозпродукции; повышение эффективности системы субсидирования экспортных кредитов в АПК.

Развитие внутреннего рынка сбыта. Политика оборонительного протекционизма. Предлагаемые меры:  повышение эффективности системы контроля качества продукции; введение ограничений на импорт; дотации малоимущим гражданам на продукты питания отечественного производства (продуктовые карточки на основе опыта США); внедрение механизма поддержки спроса на российскую сельскохозяйственную продукцию, аналогичного субсидии № 1432 в сельскохозяйственном машиностроении (возможность для российского производителя предоставить скидку на свою продукцию за счет государственной субсидии).

Стимулирование производства

Системные изменения. Предлагаемые меры: повышение прозрачности распределения субсидий; развитие системы страхования от неурожая (взамен системы интервенций); снижение налоговой нагрузки (замена всех налогов на ЕСХН) и упрощение отчетности; внедрение системы национальных проектов (мелиорация, лен и т.п.); адресные меры поддержки производства и сбыта рыбной продукции (квота под киль, рыбный день в государственных учреждениях, продовольственные карточки, стимулирование вложений в переработку, упрощение налогообложения и таможенных процедур); разумная технологическая политика (вложения в науку и НИОКР, инвестиции в образование); стимулирование коммерческого использования земель (упрощение процедуры регистрации прав собственности на землю); развитие инфраструктуры на селе (государственные вложения в строительство школ, больниц, дорог – необходимо стремиться к выравниванию условий жизни в городе и на селе).
АПК – драйвер роста экономики страны

Таким образом, российский АПК обладает значительным потенциал для последующего развития.

Список литературы

  1.  Асеев А.Д. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник университета. – М.:ГУУ. — 2013. – №8. – С. 8-14.
  2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.
  3. Кошелев, Н.А. Национальная экономика. – М. : Эксмо. – 2011. – 120 с.
  4. Национальная экономика : учебник / под ред. П. В. Савченко. — М. : Экономисть. — 813 с. — (Homo faber)
  5. Проблемы инновационного развития АПК (материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2017 г., г. Великие луки). — Великие Луки: РИО ВГСХА, 2017. 158 с.
  6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Что такое эссе, как его написать. Структура, правила, план

Добавить комментарий

X