Семейные сценарии

Эссе по темам

Введение

Семейные сценарии – это переходящие от одного поколения к другому схемы поведения в семье, поддерживаемые историей семьи. В них заключены представления человека о том, что правильно для его семьи.

Так, дети алкоголиков обычно заводят семьи с возможными алкоголиками, дочери разведенных родителей тоже разводятся и растят детей без мужа, а сыновья «многоженцев» тоже женятся много раз. И при этом родительские сценарии могут повторяться неосознанно.

В психологии семьи существует понятие о семейном сценарии. Этот сценарий предполагает склонность ребёнка к воспроизведению в своей жизни сценария родителей. Иногда в таком сценарии повторяются не плохие стороны, а наоборот достижения. Что делать, если всё же сценарий носит негативный характер?

Как раз такие люди больше других прибегают к помощи психолога. Им кажется, что всё в их жизни предопределено и они не могут изменить свой путь, они словно лишены возможности собственного выбора. Поэтому им и нужна профессиональная квалифицированная помощь.

Семейные сценарии

Семейный сценарий является не только конкретным поведением, но и заданной ребёнку системой ценностей. На сегодняшний день многие обращаются к псевдопсихологам, желая избавиться от «родового проклятия». На самом деле, этим проклятием является негативный семейный сценарий. Вследствие этого, родители желают узнать, каким образом не причинить вред своим детям и сделать их счастливыми.

Примеров негативного семейного сценария достаточно в нашей жизни. Например, юная девушка влюбляется в юношу, который только что вышел из тюрьмы. Ей кажется, что всё определено заранее и она не избежит брака с ним. Её отец тоже был преступником. В детстве приходилось со страхом ждать его прихода, и страх оправдался, поскольку его убили. Детские ощущения страха она не хочет переживать снова, но модель развития событий так укоренена в её сознании, что она не воспринимает ровесников из приличных семей как возможных женихов. А с юным уголовником она чувствует себя как дома. Теперь девушка стоит перед выбором, стать ли ей овдовевшей матерью или изменить установку в поиске мужчины своей жизни.

Однако, это ещё более или менее понятный пример. Бывает, что детям очень хочется жить иначе, но они приходят к такому же результату. Например, девушка выросла в семье, в которой отец изменил матери и мать его не простила. Из-за этого молодая особа подсознательно думает, что роль жены является провальной и, несмотря на желание завести семью, влюбляется только в женатых мужчин и становится исключительно любовницей, но не женой.

Как бы не были драматичны такие ситуации, надо понимать, что семейный сценарий не является приговором. Если изучить генеалогию и разгадать этот сценарий, можно будет получить свободу принимать независимые решения. Важно стать в своей жизни не актёром, а режиссёром.

Необходимо научиться работе со сценариями. Надо вначале проанализировать историю своей семьи и выявить все возможные совпадения и повторы. Надо знать информацию хотя бы о трёх поколениях. Потом со всех сторон анализируется сам сценарий. Человек начинает понимать, в чём он выигрывает, а в чём проигрывает от развития событий. Далее необходимо осуществить разотождествление себя с этим сценарием и выстроить модель собственного пути. Эта работа не проходит быстро, но благодаря ней можно понять, какой путь кажется человеку наиболее желанным.

Часто ради того, чтобы преодолеть заранее данный сценарий, необходимо справиться с существующими установками, которые заложены в человеке с раннего детства. Например, «У всех мужиков только одно на уме», «В нашей семье все музыканты», «У нас все зарабатывали на жизнь. Мы скорее умрём, чем возьмём в долг», «Все женщины в нашем роду выходили замуж раньше 25 лет», и т.п. Если жить по заранее заданным установкам, то у человека не будет свободы выбора. Надо вовремя прояснить в себе эти установки и понять, что жизнь гораздо сложнее и многообразнее и что установки надо менять. Человек вправе жить своей жизнью и самому выбирать свой путь.

Напишем эссе
▼Узнайте точную стоимость бесплатно▼
 

Иногда встречаются феномены антисценариев. Антисценарий заключается в бунте против образа жизни родителей, когда ребёнок делает всё наоборот и этим тоже сковывает свободу своего выбора. Иногда бывают ситуации, когда происходит переменный выбор между сценарием и антисценарием. Они во многом возникают в результате двойственных посланий. Например, мать говорит дочери, что она должна вырасти порядочной девушкой, а сама заводит романы с женатыми мужчинами.

В таком случае, очень важно вовремя понять, что это за феномены. Здесь работа над сценариями идёт аналогичным образом. Может, будет очень трудно освободиться от подсознательных установок, но результат будет стоить всех затраченных психических и умственных усилий.

Важно помнить о том, что ребёнок учится у родителей ещё с детского возраста. Сценарий его поведения закладывается с первых дней жизни. Поэтому надо сразу же внушать ему чувство своей независимости, самостоятельность, ощущение значимости. Только так можно помочь ребёнку избежать заранее данных сценариев.

Отмечено, что маленькому человеку ещё в младенческом возрасте нужно взаимодействовать с ближайшими людьми, в первую очередь, с родителями. Это общение ведёт к тому, что ребёнок формирует свой образ, то есть, осознаёт в себе личность и особые персональные черты.

В первую очередь, малышу важно знать, любим ли он родителями. При этом понимание собственной значимости нужно для правильного развития в психологическом плане.

Например, если родители обращаются к младенцу по имени и говорят с ним ласковым тоном, то они ему придают особенную ценность и этим дают ему положительную установку на гармоничное эмоциональное развитие.

Если же родители невнимательны к ребёнку, плохо с ним общаются или слишком много опекают, то он вырастает неуверенным, с ощущением неполноценности, он будет чувствовать себя беспомощным.

В первую очередь, маленький ребёнок нуждается в беседах. Надо говорить с ним ласково. При этом, необходимо разговаривать вежливо и доброжелательно не только с самим ребёнком, но и с другими людьми, поскольку ребёнок в любом возрасте негативно воспринимает ссоры. Необходимо научиться брать контроль над негативом внутри себя.

В более старшем возрасте ребёнок должен располагать определённой свободой. К примеру, он должен выбрать для себя игрушку и решить, с кем ему играть. Этот выбор способствует проявлению своего мнения, определённой независимости.

Заключение

Важно вычислить момент, в который у ребёнка появляется основа его «Я». Для этого стоит поднести ребёнка к зеркалу и посмотреть на его реакцию. Если ребёнок относится к себе положительно, он станет улыбаться собственному отражению, будет с радостью смотреть на себя. Если же получится другой результат, то надо не огорчаться, а менять линию поведения и повторять упражнение с зеркалом как можно чаще.

Чтобы ребёнок в полной мере становился личностью, важно комментировать свои действия во время ухода за ним и разговаривать с ним так, словно он может всё понимать. Надо заранее давать установку на то, что он является полноценной личностью. О будущем надо разговаривать осторожно, нельзя говорить, что из него ничего не получится, можно только поругать за неправильное поведение, но при этом не задевать его личность.

Список литературы

  1. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 2014. — 685 с.
  2. Карпова Е. А. Перспективы развития конфликтологической компетентности // Акмеология. — 2015. — №3 (55). — С. 85-259.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. с англ. — М.: Сенсор, 2014. — 368 с.

Напишем эссе
▼Узнайте точную стоимость бесплатно▼
 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Что такое эссе, как его написать. Структура, правила, план

Добавить комментарий

X