Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра

Эссе по темам

Идеалистическая философия Сартра – одна из разновидностей атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого существования.

Работа «Экзистенциализм — это гуманизм» вышла в 1946 г., это текст лекции, прочитанной Сартром. Она была написана с целью обобщить и изложить в более доступной форме основные тезисы, предложенной им атеистическо-экзистенциальной теории, именно в ней характеризуется данный вопрос.

В чем же состоит ответственность человека, по мнению Сартра?

 Человек, — пишет Сартр, — есть проект бытия. Он сам выбирает, чем он будет и стремится этим стать. Он есть то, к чему он стремиться, все его решения, определены им самим, той «моделью» себя, которую он изобрел.

Но человек – не Бог, и такое предприятие всегда рискует окончиться крахом. Он не знает всех обстоятельств, ему не дана ситуация во всей ее полноте, и поэтому он не знает, к чему приведет то или иное его решение, но, тем не менее, ему приходится выбирать (как бы решать задачу со многими неизвестными).

Выбор предполагает взятие на себя ответственности («это я решил»). И поэтому выбор предполагает тревогу. Тот или иной руководитель принимает решения за других, военоначальник, посылая в бой солдат, (выбирая тактику боя) принимает на себя ответственность за их жизни и жизни других людей. Но, на самом деле, в подобной ситуации находится каждый человек, принимая какое-либо значимое решение: оно затрагивает других.

«Тревога», о которой говорят экзистенциалисты, — это не то, от чего нужно избавиться. Избавиться от нее можно, только полностью скрыв от себя тот факт, что ты свободен.

Напишем эссе
▼Узнайте точную стоимость бесплатно▼
 

Наша ответственность гораздо больше, чем можно было предположить. Она распространяется на все человечество. Например, решил человек женится, и иметь детей. И неважно, что женитьба эта зависит только от его положения, страсти или желания. Тем самым человек вовлекает на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество. Человек ответственен за себя самого и за всех. Он создает определенный образ человека, который выбирает. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».

Что означает тезис «человек – это свобода»?

Если существование предшествует сущ­ности, то ссылкой на раз и навсегда данную природу чело­века ничего нельзя объяснить. Но если человека ничего не детерминирует — ни его собственная природа, ни Бог, не­посредственно или через природу, то он свободен, человек — это свобода.

Свобода — это судьба человека: «Я взглянул в лицо своей судьбе и узнал её; то лишь была моя свобода», — пишет Сартр. И более того, он осужден быть свободным. Осужден, говорит Сартр, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен потому, что однажды, брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

Свобода у Сартра неразрывно связана с ответственностью за свой свободный выбор, за свой проект. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. Все смотрят на него и оценивают его поступки, а он, в свою очередь, смотрит на других и оценивает их. И, таким образом, каждый ответственен за всех и за каждого. Свобода отождеств­ляется с «моей», с персональной ответственностью каждого.

«Человек, приговоренный к свободе, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи: он ответствен за мир и за себя самого». Выбор себя равен выбору всех. Человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.

Создавая себя, человек создает человека вообще. Если существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. Человек ответствен за себя самого и за всех и создает определенный образ человека, который выбирает; выбирая себя, он выбирает человека вообще. Ответственность происходит оттого, что и мир возникает в результате создания себя в результате перманентного свободного выбора. Человеческий мир — это перманентный выбор каждого.

Итак, человек делает свой выбор. Он не может не выбирать. Даже в том случае, если человек уклоняется от выбора, тем самым он все-таки выбирает. Находясь в какой-то ситуации он вынужден выбрать какую-то позицию, и несет ответственность за этот выбор. Выбор обязывает его, и обязывает в то же время все человечество.

Литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.: ТЕИС, 1996.
  2. История философии в кратком изложении. — М., 1989.
  3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. — М.: Владос, 1995.
  4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм: // Сумерки богов. — М., 1989.
  5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1998.
  6. Таранов П.С. Анатомия мудрости 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Симферополь – 1997г.
  7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм: // Сумерки богов. — М., 1989.

Напишем эссе
▼Узнайте точную стоимость бесплатно▼
 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Что такое эссе, как его написать. Структура, правила, план

Добавить комментарий

X