Сессия под ключ!

Управленческие революции в истории менеджмента

Эссе по темам

В результате исторического процесса развития и смены учений, концепций, представлений об идеальном управлении происходит становление управленческой мысли. Однако длительность данного процесса имеет прямую связь с эпохами мирового развития, уровнем социализации человека и научным прогрессом.

В истории становления общества неоднократно предпринимались попытки разработки и концептуализации истории управленческой мысли. Впервые аналогичные работы появляются в начале XVIIIв., хотя примитивная форма кооперации существовала еще во время первобытнообщинного строя. Уже тогда, вожди и старейшины имели дар воздействия и управления небольшой группой людей. А значит, практику управленческой деятельности можно смело считать ровесницей человечества.

Однако наибольший толчок становлению менеджмента дают управленческие революции, которые получили такое название за коренные преобразования науки в ходе тех или иных мероприятий.

Первая подобная революция происходит на Древнем Востоке в связи с преобразованием священнослужителей в религиозных функционеров, которых позже стали называть менеджерами. В результате трансформаций, богам перестают приносить человеческие жертвы. Теперь жертвоприношение обретает символическую форму.

Менеджеров того времени можно называть «первобытными» предпринимателями, поскольку религия приобрела коммерческую форму и главной целью деятельности управленцев становится накопление «божественных» денежных средств. Кроме того, именно капитализация символических жертвоприношений приводит к появлению письменности и ведения расчетов. Первыми, плановые расчеты начали осуществлять жрецы Шумера, о чем свидетельствуют дошедшие до нашего времени таблички с записями. Управленческий процесс обретает содержание и целенаправленность.

Возникновение второй управленческой революции связано с периодом правления вавилонского царя Хаммурапи, которому потребовалось создать эффективную систему административного управления страной на основе единых для всех государственных законов. Так появилась первая формальная система администрирования, содержащая 285 управленческих законов.

Кроме того, именно Хаммурапи выработал оригинальный лидерс­кий стиль, поддерживая среди подданных образ заботливого опекуна и общественного защитника. Для традиционного метода руководства, который характери­зовал прошлые династии царей, это стало колоссальным сдвигом в политико-управленческой деятельности.

Начало третьей революции управления связано с появлением первых проектов Вавилонской башни и висячих садов, системы контроля за работой текстильных фабрик и зернохранилищ царем Навуходоноссором II.

Новым и приоритетным способом управления товаропотоками, стало создание на производстве цветных ярлыков которыми метилась продукция еженедельно. Причем каждый раз цвет меток менялся, и достаточно не сложно было проследить за количеством «залежавшегося» товара. Подобный метод до сих пор применяется на некоторых мировых фабриках.

Для этого периода, характерным является и внедрение системы территориального управления и церковной административной иерархии в Древнем Риме.

Таким образом, достижения данного этапа — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, применение эффективных методов управления и контроля за качеством продукции — характеризуют переход к новому управленческому видению.

Если первую революцию можно охарактеризовать как религиозно- коммерческую, вторую — светско-административную, то третья эпоха стала производственно-строительной.

Начало великой индустриальной революции XVIIIв., дает быстрое развитие не только европейскому капитализму но и четвертой революции управления.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Открытия, производившиеся правителями до этого времени имели длительный период осознания и внедрения, кроме того при переходе от одного этапа к другому успевали сменяться целые поколения и цивилизации. Данный период, в отличие от предыдущих, можно считать «хаотичным», для него характерно бесконечное метание от одной теории управления к другой, и от одной практической деятельности к другой, наличие явлений в развитии методом «проб и ошибок».

По мере эволюции от мануфактурной системы производства к фабричной, произошло становление системы акционерного каптала в его современной трактовке, а владельцы таких предприятий переходят от «старого» видения бизнеса как способа получения дохода, к «новому» направлению капиталистического общества. Капиталисты утверждают диверсификацию форм собственности, где от индивидуального управления производится переход к управлению и владению коллективно.

Новая система собственности позволила развиваться промышленной сфере в несколько раз быстрее. Наем менеджеров мог производиться уже среди всех, а не только среди привилегированных слоев общества. В результате, производство, капитал и управление далее пойдут по разным «берегам» одной деятельности и становление науки менеджмент станет вполне реальным и обоснованным.

В целом классический капитализм наряду с промышленной революцией все еще оставались в буржуазном видении: менеджер не становится ни профессионалом своего дела, ни каким-либо общественным лидером. Первые шаги в этом направлении предпринимаются только во время монополистического капитализма с момента основания школ бизнеса и системы профессионального обучения руководителей – наступает период пятой управленческой революции.

С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Главным содержанием эпохи стало наделение менеджеров статусом — специалист, а затем выделение профессионалов в отдельный социальный класс.

По итогу можно сказать, что результатом первого управленческого переворота стало формирование понятия «коммерческая» деятельность как будущего социально-профессионального института. Светские черты управления стали присущи менеджерам лишь в период вторых кардинальных изменений, где появляются такие понятия как мораль, этика и мотивация подчиненных.

Однако, первая и вторая управленческая революции совершались с диаметрально противоположных позиций, преследовали разные цели, ориентировались на различные идеалы и принципы. Обе революции совершались «сверху» меньшинством населения. В том и в другом случае революцию совершала группа интеллектуалов, стоящая в оппозиции к правящей политической элите.

Наибольшее же влияние на теорию и практику управления оказала индустриальная революция, которая позволила проявить в управлении врожденное лидерство независимое от социального статуса.

Эпоху управленческих революций завершает период коренных преобразований: открытие научных институтов менеджмента, продолжение западных наработок советскими учеными и возможность отечественных управляющих стажироваться в развитых странах. Россия осуществляет переход к постиндустриальному обществу.

Таким образом, история управления пережила несколько управленческих революций, результатом которых стало появление многих наук об управлении и выделение управленцев как особого класса профессионалов.

С течением времени менялись исторические личности, подходы к управлению, но без управления человечество никогда бы не достигло тех результатов, которые нас окружают повсеместно.

В результате исторических перипетий формируется понятие управления в современном понимании. Хотя наука менеджмента и сейчас переживает внутренние революции, переходя от одних методов к другим, подстраиваясь под бешеные темпы развития экономики, политики, социологии и других сфер, взаимодействующих с организацией.

 

Список литературы

  1. Абрамов, А.П. Социология управления: уч.пособие. — М.-Берлин: DirectMedia, 2014. – 384 с.
  2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Элит, 2004. – 560 с.
  3. Голубев, К.И. История менеджмента: тенденция гуманизации. – СПб.: Питер, 2015. – 215 с.
  4. Казначеская, Г.Б. Менеджмент: уч.пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.
  5. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебник. — М.: Академический проект, 2003. – 401 с.
  6. Латфуллин, Г.Р., Никитин, А.С. Теория менеджмента: учебник. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  7. Понуждаев, Э.А., Понуждаева, М.Э. Теория менеджмента: уч.пособие. – М.-Берлин: DirectMedia, 2015. – 661 с.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Что такое эссе, как его написать. Структура, правила, план

Добавить комментарий

X