Пожалуй, одним из самых эфемерных и субъективных понятий в мире является свобода. У свободы нет четкого определения, зато есть миллионы последователей. Ради свободы устраивали революции и войны, сводили счеты с жизнями и порождали новые. К свободе стремится практически каждый человек в мире и для каждого из этих людей она будет индивидуальна.
Известные деятели культуры и науки, великие политики и военачальники по-разному трактовали это понятие. Свобода – это то, что доставляет удовольствие. Так считал Вольтер и я с ним согласна. Отчасти. Если занимаешься любимым делом, посвящая ему свою жизнь – это действительно дарит ощущение свободы. Вот только удовольствие доставляют разные вещи. Для студента, обучающегося на нелюбимой специальности и тратящего все силы на ее освоение, удовольствие будет доставлять сон. Но если мы разбудим его посреди ночи и зададим вопрос о том, свободен ли он, разве ответ будет утвердительным? Думаю, нет. Можно привести и другой пример. В России, как и в ряде других стран, множество людей не могут найти работу, а, следовательно, и средства к существованию. Этим людям может доставлять радость наличие свободного времени. Вот только будут ли они считать себя свободными, если каждая минута их жизни будет свободной, а желудки пустыми? Уверена, ответ снова будет отрицательным. Поэтому утверждение Вольтера, на мой взгляд, верно лишь отчасти. Безусловно, занимаясь тем, что дарит нам удовольствие, мы будем ощущать свободу. Но с рядом оговорок. В нашей жизни любимое занятие должно быть в приоритете, а не те крохи сна, которые достаются бедному студенту. Мы должны быть материально обеспечены, чтобы не переживать из-за пустого желудка. Если учесть эти и еще множество других нюансов, то выходит, что свобода – это занятие любимым делом, за которое хорошо платят или же полное материальное обеспечение, которые не зависит от нас, а просто присутствует в нашей жизни. И мне такое определение наиболее близко. Это первое, о чем я думаю, когда говорят о свободе. Но есть и другие, не менее значимые трактовки, которые могут стоять на первом месте у других людей.
Например, обратившись к представителю еврейского народа во время или сразу после окончания Второй мировой войны с просьбой объяснить, что для них значит свобода, мы получим ответ, далекий от понятия Вольтера. С большой долей вероятности любой еврей ответит, что свобода – это возможность спокойно жить без постоянных гонений и преследований. И это тоже будет верно, ведь во времена холокоста тысячи евреев подвергались уничтожению просто за факт своего существования. И их понятие свободы будет не просто верным, оно будет иметь огромную силу под собой, а главным аргументом в его пользу станет истребление шести миллионов людей просто по чьей то прихоти.
В данную категорию понятия свободы можно отнести и всех людей, которые попали в тюрьму по ложному обвинению или же тех, кто находится в рабстве. Нелюбимая работа, ипотека, забота о больных родственниках – даже такие аспекты жизни будут ассоциироваться у них со свободой, ведь находясь в заточении, эти люди не принадлежат даже сами себе. И это доказывает, что то, что для одних будет считаться самой настоящей свободой, для других будет равносильно рабству. Ведь если спросить о свободе человека на нелюбимой работе с ипотекой и больной бабушкой, за которой нужно ухаживать, то, никогда не попадая в заточение, он назовет свою жизнь самым настоящим адом, в котором свобода – лишь далекая, недостижимая мечта.
А для кого-то свободой может стать смерть. И речь не об инфантильных подростках, для которых главной жизненной проблемой является непонимание родителей. Миллионы людей в мире прикованы к инвалидным коляскам по тем или иным причинам. И если некоторые из них вполне счастливы, живя так, то для других быть запертым в собственном теле – настоящая пытка. И единственной свободой, которой они хотят, может стать лишь эвтаназия, которая запрещена практически во всех странах. И как бы это ни было грустно, такое понятие тоже может иметь право на существование, ведь оно будет единственно верным для тысячи человек.
За определением свободы можно обратиться к еще одной категории людей. Любая женщина, выданная замуж против своей воли и полностью принадлежащая мужу, скажет, что, в первую очередь, свобода – это не принадлежать ни одному человеку в мире. И с этим также согласится любой гражданин развитой страны.
Если для свободы в позитивном ключе нет четкого определения, то вот объяснение ложной свободы у большинства совпадет. «Мы получили три неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и – благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими пользоваться». Это слова Марка Твена и они отлично отражают нашу реальность. Свобода слова доступна нам по законодательству. Вот только последствия от применения такой свободы могут быть далеко не самые приятные. Если мы зайдем в церковь и перед толпой верующих людей зачитаем научную публикацию, в которой будут приведены аргументы в пользу атеизма, останемся ли мы свободны после совершения этого действия? Полагаю, нет, ведь это можно воспринять как нарушение чувств верующих, за которое в России предусмотрена уголовная ответственность. Получается, что у нас есть право выражать свои мысли, только если они не попадают под статью. И это отличный пример ложной свободы, которая существует лишь на бумаге. В свою очередь свободой для многих людей, чья точка зрения не поддерживается законом, будет являться возможность спокойно выражать свое мнение без риска оказаться за решеткой.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что свобода бывает разной. Это крайне широкое и эфемерное понятие, верное толкование которого для каждой категории людей будет своим. Абсолютно все упомянутые определения будут верны, но в приоритете у каждого отдельно взятого человека будет лишь одно из них. Объединяет их лишь одно. Свобода – это то, к чему мы все стремимся, то, что по нашему мнению, непременно сделает нас счастливыми.